Общее·количество·просмотров·страницы

пятница, 20 февраля 2015 г.

Среди коллекционеров антиквариата есть особая каста – плангологи. Это люди, увлеченные коллекционированием старинных кукол, возраст которых исчисляется как минимум одним веком. Плангологи утверждают, что у каждой куклы, помимо собственного имени, есть своя личная история, тесно переплетающаяся с жизнью людей. Все истории по-своему интересны, а некоторые из них даже трагичны. Например, трагичной можно назвать судьбу русских антикварных кукол, изготовленных в дореволюционной России. Предлагаем вам вернуться на несколько веков назад и поближе познакомиться с русской плангологией.

Кукольные фабрики Русской Империи

Принято считать, что массовое (промышленное) производство кукол возникло в Европе, а именно – во Франции, а чуть позже – в Германии. Возможно, это и так, однако Российская Империя ненамного отстала от «кукольной Европы», а кое в чём даже перегнала её. Например, куклы, выпущенные российскими фабрикантами 19-20 веков, славились не только красотой и изящностью, но и долговечностью. Например, в подмосковном Хотьково существовала целая «дунаевская артель» (по имени владельца), работники которой изготавливали фарфоровые головки для европейских шитых кукол. Один из современников Дунаева в своих дневниках писал, что фарфоровые части знаменитых на весь мир саксонских кукол сделаны и расписаны артельными мастерицами из Хотьково.
К сожалению, история не пощадила ни его имя - одни источники называют Дунаева Сергеем Григорьевичем, другие - Семеном Григорьевичем, ни его кукол: по большому счету хорошо сохранились лишь те, которым посчастливилось родиться сувенирами и вовремя уехать за границу. Если оригинальные куклы фабрик Шраера/Фингергута и Журавлева/Кочешкова еще встречаются в музеях и частных коллекциях, то несувенирная кукла дунаевской фабрики с фарфоровой головой и фирменным клеймом - огромная редкость.
С. Г. Дунаев родился в крестьянской семье в деревне Митино недалеко от Хотьково. В 1861 г., восьми лет от роду, он поступил на завод купца А. Г. Попова в селе Вербилки в 30 верстах от Хотьково, где обучался скульптуре и технологии производства фарфоровых изделий, затем, когда завод Попова сменив несколько владельцев пришел в упадок, в начале 1870-х перешел работать к Дунашову и Кузнецову. Возвратившись домой, С. Г. Дунаев в 1893 г. открыл при Митино собственную фарфоровую мастерскую, которая через некоторое время выросла до размеров небольшого завода и давала заработок почти всей деревне, жители которой занимались лепкой заготовок. В 1897 г. промышленное оборудование составляли горн, 2 жернова, пресс для растирания и выжимки глины, 9 гончарных кругов для выделки посуды, чан для толчения фарфора... В 1904 году на заводе работало 12 человек, к 1908 году количество работников увеличивается до 20.

Кукла фабрики С. Г. Дунаева, терракота, 1910-е гг. В оригинальном костюме.

Дунаевская кукла "Восточный гость" и тоже во всем своем. 1910-е гг. Интересный национальный костюм.
Дунаевская продукция пользовалась большим спросом и продавалась не только в России, но и за границей. В 1905 году её ассортимент расширяется до 2000 наименований и включает в основном высококачественные предметы роскоши. С.Г. Дунаев участвовал в русских и заграничных выставках, где получил 14 медалей, в том числе 5 золотых. 
В числе игрушек Дунаевский завод делал также и кукольные головки.  До этого куклы лишь собирались в России: к поставленным из-за границы фарфоровым головкам монтировалось туловище отечественного производства, кукла наряжалась и упаковывалась. Головки привозили из Германии, в их числе и головки фабрики "Зимон и Хальбиг", отлитые по молдам для немецкой фирмы "Каммер и Реинхардт". Кроме того, в Российской империи имелся и свой поставщик - в польском городе Калиш работала знаменитая кукольная фабрика Адама Шраера и Якоба Фингергута, обладающая собственным фарфоровым производством. Головки с калишской фабрики, созданные для России, маркировались номером молда и буквами "Ф" или "Ш".
Изображение
Изображение
Одним из наиболее значимых производств того времени можно по праву считать фабрику «Журавлёвъ и Кочешковъ», которую в некоторых источниках имеют «кукольным Императорским заводом». Сия фабрика фактически «переигрывала на русский лад» европейские игрушки – куклы были ничуть не хуже французских, итальянских и немецких, однако стоили они значительно меньше. 
Антикварные куклы из России фирмы Журавлёвъ и Кочешков
Антикварные куклы из России фирмы Журавлёвъ и Кочешков
Антикварные куклы из России фирмы Журавлёвъ и Кочешков
Антикварные куклы из России фирмы Журавлёвъ и Кочешков
Журавлёвъ и Кочешков  Москва  1477. 5
1915 год.
В производстве применялся в основном «классический» фарфор, а также так называемые бисквиты – специальным образом обработанная керамика. Фабрика успешно пережила революцию и НЭП, но в 1927 попала в поле действия наркома просвещения Луначарского. Тот счёл продукцию «чересчур буржуазной» и не соответствующей духу времени, после чего фабрика прекратила свою деятельность. Склад готовых игрушек был уничтожен: как видите, революционным гонениям подвергались не только люди, но и даже куклы…
Антикварные куклы из России фирмы Журавлёвъ и Кочешков
 Фирма Журавлев и Кочешков
Кукла. Фирма «Журавлев и Кочешков». Россия, Москва. 1915г. (Кресло детское. Россия. Начало XX века; Зонт. Германия. 1910-1920-е)
Антикварные куклы из России фирмы Журавлёвъ и Кочешков

Журавлев и Кочешков
«Журавлёвъ и Кочешковъ» - далеко не единственное производство. Куклы рождались на мануфактурах Гудкова и Федосеева, и даже крупнейший промышленник Мамонтов не гнушался зарабатывать на изготовлении кукол – именно на его фабриках были выпущена известная коллекция в этнических костюмах российских губерний.
Маленькие 30 см. куклы с фарфоровыми головами, одетые в народные костюмы разных губерний (т.н. "этнографические") появились еще в 1880 году и изначально создавались как коллекционные, с целью показать богатство национальных костюмов народов России. Их делала мастерская А. Мамонтова в Москве. Наряды для кукол разрабатывались по образцам этнографического отдела Румянцевского музея г. Москвы и старинным гравюрам совместно с художником Кустарного музея Н. Д. Бартрамом. В 1893 г. эти куклы завоевали  приз на Всемирной Чикагской выставке и с помощью Музея кустарных изделий стали экспортироваться за границу как национальные сувениры. Позже в целях удешевления производства покупные фарфоровые головки были заменены на отечественные фарфоровые, а затем в начале 1900-х - на терракотовые. Из-за хрупкости материала они либо не маркировались, либо ставился номер размера в сантиметрах. В 1900-м г. ассортимент насчитывал 144 вида кукол.

Любой планголог скажет: куклы – это очень серьезно. И это действительно так: куклы отражают настроения и культуру эпохи, в коей им довелось родиться на свет. Касательно финансового аспекта можно сказать следующее: если вести речь о простейших (немеханических) экземплярах, цены колеблются в значительных пределах, от нескольких десятков до нескольких тысяч долларов – всё зависит от «даты рождения» и состояния. Интерес к антикварным куклам не угасает: с завидной регулярностью проводятся выставки, существуют сообщества плангологов. 

2 комментария:

  1. Большое спасибо за статью. Давно хотелось прочитать об русских куклах старых времен.Горжусь что их вовсе было.

    ОтветитьУдалить
  2. да- в России Фабрика Журавлевых возникла благодаря моей прабабушке.... Именно она была полькой по происхождению. Из Калиша. и была второй женой Журавлева....

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.